8 812 372-68-08
«Серый пояс» по-китайски, или Как вдохнуть жизнь в старый завод
03.04.2017

Развитие креативных пространств Китая заметно отличается от европейского формата.  Хотя при поверхностном знании об этой стране кажется, что предпосылок для таких проектов в стране просто нет. В Китае креативные пространства создаются не для поддержки промышленности или увеличения числа рабочих мест, как во многих других странах, а с целью развития технологий, поиска инноваций в области творческих и технологических направлений.

Надо отдать должное Коммунистической партии страны. Еще в 2000 она публично подержала идею создания в стране творческих кластеров. Вскоре, благодаря её последовательным действиям, Шанхай получил статус креативного центра Китая. С 2004 года именно здесь проходит ежегодная «Международная неделя креативных индустрий». А в 2010 году город принимал Всемирную выставку ЭКСПО-2010.

В Шанхае мне удалось посетить сразу несколько уникальных креативных пространств. Среди них — Арт-пространство «Электростанция искусства», Арт-зона М50 и  Liyang Lu. Все эти творческие кластеры были созданы на месте заброшенных промышленных объектов. Сегодня они могут стать отличным примером для реконструкции «серого пояса» Петербурга и создания единого масштабного центра творческих индустрий.

Арт-пространство «Электростанция искусства» (Power Station of Art)

Power Station of Art — это первый государственный музей современного китайского искусства. Он расположен на берегу реки Хуанпу в здании бывшей угольной электростанции, которая перестала работать еще в 2006 году. В то же время правительство задумалось о создании на месте предприятия музея современного искусства. Проект стартовал в 2010-м, а окончательно здание было отреставрировано в 2012 году.

Сегодня здесь располагается огромная выставочная галерея, напоминающая парижский Центр Помпиду. Здание выглядит как большой склад или ангар, с высокими потолками и несколькими этажами.  Авторы проекта решили кардинально не реконструировать пространство бывшей электростанции. Поэтому в некоторых помещениях до сих пор стоят огромные турбины и прочее оборудование, которое раньше вырабатывало энергию. Они, разумеется, не функционируют, но создают особый антураж.

Здание, по сути, просто привели в порядок – почистили полы, провели частичную реставрацию, покрасили стены. В 2012 году сюда переехало сразу три музея – традиционного, античного и современного искусства. Так что сегодня здесь можно найти лучшие художественные  коллекции местного и международного уровня. Кое-где висят работы Энди Уорхола и других знаменитых творцов. Экспозиции здесь меняются регулярно.

В музее часто можно встретить семьи с детьми – пространства здесь хватает и для полного погружения в искусство, и для детских игр и развлечений. На первом этаже размещено кафе, где варят весьма неплохой кофе. В прилегающих зданиях предусмотрены офисные помещения. Однако в большей мере Power Station of Art  это все же имиджевый проект для Шанхая, такой как, например, Tate Modern в Лондоне или Центр Помпиду в Париже.

 

 

M50 Creative Park

M50 — это огромный своеобразный музей современного искусства, состоящий из помещений старой текстильной фабрики. Сегодня здесь работает несколько студий керамического искусства, дизайна, более 120 художественных галерей, множество ресторанов, кафе и мест для отдыха. Почерпнуть вдохновения сюда приезжают творцы из разных уголков Китая и других стран. В галереях регулярно выставляются картины современных художников из Франции, Великобритании. Италии и Китая. Все выставки бесплатные, но фотографировать во многих галереях нельзя.

Швейная фабрика здесь закрылась ещё в 1999 году, и местные власти собирались сносить здание. Но в 2000-м в цеха заглянул местный художник — Суэ Сунн. Он был впечатлен масштабами и планировкой фабрики, поэтому, не раздумывая, арендовал здесь помещение за очень скромную сумму. Постепенно его мастерская превратилась в выставочную студию, а на территории фабрики стали размещаться и другие талантливые художники. Они открыли свои мастерские, стали организовывать масштабные выставки, развивать магазины. Так, через несколько лет заброшенная фабрика заиграла новыми красками и стала настоящим культурным центром для ценителей искусства.

Сегодня здесь расположены представительства Shanghai Art Gallery, Art Scene Warehouse и Eastlink Gallery. М50– это ещё и знаменитый туристический центр, фабрику легко распознать по ярким и сочным граффити вдоль забора и стен.

Я не думаю, что в этот проект вложены какие-то огромные инвестиции. Масштабной перепланировки или увеличения этажности я не заметил – девелопмент территорий хаотичный и разнородный. Пространства развивались постепенно, по мере «прирастания» новых арендаторов. В некоторых помещениях до сих пор идут ремонтные работы, так что можно говорить о том, что М50 еще продолжает развиваться.

 

  

Liyang Lu

Этот художественный центр расположен в большом отремонтированном складе, который был построен еще в 1920-е годы. Большую часть пространства здесь занимают магазины, шоу-румы и мелкие мастерские творческой направленности – люди производят одежду, пишут картины, делают посуду и тут же выставляют на продажу. По сути это центр различных индустрий — здесь и гончарные мастерские, и студии дизайна, моды, и даже ювелирные центры, где изделия  производятся на заказ.

Складские цеха отличаются друг от друга. Внутри одного из них построено отдельное монолитное двухэтажное здание. На первом этаже в виде лабиринта в нем расположены исключительно выставочные помещения, а на втором — офисы.  Другой служит для массовых мероприятий — периодически в нем проводятся выставки, концерты, дискотеки. Вокруг цехов расположена парковая территория с газоном и множеством арт-объектов. Там же можно найти знаменитый «Мерседес» из кирпича в реальном размере,  созданный одним из художников пространства — Дай Юном.

Думаю, такое пространство здесь появилось не случайно. Пешая доступность метро, близость к центру города, оживленная торговая улица по соседству и огромные пустые площади – все это привлекло креативную инициативную молодежь. Здесь удобно проводить мероприятия разной направленности, отдыхать в парке, заниматься творчеством и даже работать. Есть даже школа причесок.

Сам по себе проект, скорее всего, стоил недорого, но, очевидно, что преобразования шли довольно долго — каждый арендатор делал под себя ремонт. Я думаю, развивать эти территории начали еще в 2010-11 годах, но только сейчас пространство начало функционировать в полной мере.

Кстати в Петербурге уже есть идентичный LiyangLu проект – ArtPlay SPb.  Кроме того, в черте города расположена масса заброшенных фабрик, которые в перспективе могли бы стать подобными центрами.

Конечно, в Петербурге население не 35 млн человек, как в Шанхае. Поэтому я не уверен, что город «съест» такое же огромное количество кластеров. Но очевидно, что сегодня Петербургу не хватает ещё хотя бы одного нового творческого пространства. Думаю, для этих целей прекрасно подошли бы «Красный треугольник» или завод «Нобель» на Пироговской набережной.

Я думаю, в перспективе весь «серый пояс» стоит рассматривать как один большой проект центра творческих индустрий. Самое главное — создать в новых пространствах однородную среду, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Креативная молодежь должна иметь возможность собираться вместе, генерировать новые идеи, создавать чудесные вещи и продукты. Такой большой творческий кластер может стать обширной индустрией – здесь можно будет производить детские игрушки, создавать бренды, дизайн, писать программы, шить одежду, проектировать здания и делать многое другое. Креатив нужен почти в любой отрасли, надо только позволить людям проявить себя и самореализоваться.